Стратегии технического обслуживания ремонта

Одним из основных видов деятельности, которое тесно связано с управлением активами, несомненно является система технического обслуживания и ремонта. Целью системы технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) является управление техническим состоянием изделий в течении их срока службы или ресурса до списания.
Наиболее известны две основных стратегии выполнения ТО и Р: "по наработке" (Time-Based Maintenance — TBM) и "по состоянию". 
Программы обслуживания "по состоянию" в свою очередь можно объединить в две группы: с контролем уровня надежности Reliability Centered Maintenance — RCM) и с контролем параметров объектов эксплуатации (Condition-Based Maintenance — CBM).
В первом случае задача сводится управлению уровнем надежности совокупности однотипных изделий путем выработки решений о необходимых объемах работ для всей совокупности изделий или их группы. Замена изделий производится после отказа, являющимся безопасным для функциональной системы.
Второй вариант предусматривает обслуживание и ремонт на основе контроля параметров, определяющих техническое состояние функциональных систем и изделий. Решение о замене или восстановлении работоспособности принимается при достижении предкритического уровня параметров.
В последнее время развивается новое направление обслуживания основанное на оценке рисков (Risk Based Maintanance - RBM).
Привожу наглядную диаграмму, показывающая мировую практику применения различных стратегий в энергетике, взятую из презентации о внедрении системы управления активами в Россетях.

Из диаграммы видно, что Россети использует в основном стратегию по наработке, в то время как остальные развитые страны стремятся к другим видам стратегий. Это стремление вызвано решением задач совершенствования процессов ТО и Р с целью снижения стоимости эксплуатации оборудования и повышения эффективности его использования. Актуальность перехода на новые виды ТО и Р так же подтверждается исследованиями о взаимосвязи наработки и отказами оборудования.
Стратегия обслуживания и ремонта "по состоянию" по сравнению с обслуживанием "по наработке" обеспечивает более тесную связь между процессом изменения технического состояния объекта и процессом го технической эксплуатации, что позволяет с одной стороны оптимизировать объемы и содержание работ в рамках ТОиР, а с другой стороны повысить надежность эксплуатации оборудования.
Далее я попытаюсь сделать обзор задач, которые необходимо решить при переходе к стратегии ТО и Р "по состоянию".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ERP - инструмент стратегии бережливого производства

Облачная плаатформа от Honeywell